С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта»).
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч.2 ст. 195.1 ТК РФ).
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
С 1 января 2017 года на территории России вводится профессиональный стандарт педагогов. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года. (Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584). Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций.
Что такое профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций. За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие.
Под применением профессионального стандарта понимают использование их положений в организации деятельности образовательного учреждения:
— при приеме на работу в образовательные организации;
— при аттестация педагогов для определения квалификации работника;
— при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
— при разработке должностных инструкций и штатного расписания;
— при формировании норм оплаты труда.
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
Дата, с которой официально начинает применяться профессиональный стандарт
— с 1 января 2017 года.
№ |
Наименование |
Возможные наименования должностей |
Утверждающий документ |
1. |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) |
Воспитатель |
|
2. |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Психолог |
|
3. |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Педагог дополнительного образования |
Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:
— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
— планирование и проведение учебных занятий;
— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
— формирование универсальных учебных действий;
— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
— формирование мотивации к обучению;
— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38994);
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023);
- Приказ Минтруда России от 06.05.2015 №276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 №37509);
- ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.05.2016 №09-1086 «О ЕДИНЫХ ПОДХОДАХ К ПОДБОРУ И НАЗНАЧЕНИЮ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»;
- ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;
- ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 03.03.2015 №08-241 «О ПЕРЕНОСЕ СРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА»;
- Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
- Комментарий к постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584;
- ИНФОРМАЦИЯ Министерство труда и социальной защиты российской Федерации от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;
- ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»;
- «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»);
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Применение профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты РФ.
- План-график внедрения профессиональных стандартов