Развитие системы ранней помощи

 На основании приказов  управления образования и науки Тамбовской области №3498 от 25.11.2019; №2774 от 02.12.2020 г. МБДОУ «ЦРР- детский сад «Лучик» признан стажерской площадкой на 2020-2024 гг. по направлению «Развитие системы ранней помощи воспитанникам». Педагогическим коллективом ОО разработана программа диссеминации в данном направлении. 

Программа диссеминации инновации«Развитие системы ранней помощи воспитанникам»

 Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.

 Несмотря на то, что раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии, создание системы ранней помощи в государственном масштабе находится на сегодняшний день в стадии становления. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

 Программа направлена на организацию работы стажерской площадки, внедряющей в систему образования Тамбовской области инновации по направлению «Развитие системы ранней помощи воспитанникам», на оказание методической поддержки педагогическим кадрам посредством использования имеющегося положительного опыта в рамках реализации инновационных проектов федерального уровня в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Лучик» г. Мичуринска.

 Деятельность стажерской площадки ориентирована на создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами.

 Программа стажерской площадки предусматривает комплекс различных форм обучения. Наряду с теоретической подготовкой (лекции, презентации, семинары, коучинг) важную роль выполняет практическая /самостоятельная работа, во время которых проводится совершенствование профессиональных умений. Одним из важнейших условий успешного повышения квалификации является активная позиция каждого обучающегося, его аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса. Содержание Программы ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы и методы сотрудничества: работа в группах, проектирование, освоение техник личностного общения, диалогового взаимодействия, коллективной мыследеятельности. По итогам группового взаимодействия происходит рефлексия полученного опыта.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, посредством трансляция теоретических знаний и практических навыков инновационной деятельности в области развития системы ранней помощи воспитанникам.

Актуальность и практическая значимость

 Работа по данной программе органично связана с общей направленностью обучения в системе повышения квалификации, ориентированной на вооружение специалистов методологией решения практических задач. Осуществляется во взаимосвязи с многоаспектным кругом проблем сенсорного, речевого, физического и психологического развития ребёнка дошкольного возраста, осмыслением характера гуманизации отношений специалиста с воспитанниками и родителями (законными представителями), трансляцией эффективных форм  построения взаимодействия с семьёй в условиях дошкольного учреждения по вопросу коррекционно-педагогической работы.

Категория слушателей: педагоги дошкольных образовательных организаций, работающие в системе ранней помощи воспитанникам.

  Приложения к учебному плану программы стажерской площадки

 Методические материалы, разработанные для организации обучения слушателей

Тема 1: Нормативно – правовые основы работы в системе ранней помощи

Тема 2: Адаптация практическое занятие

«Психологическое здоровье детей»

Тема 3:

Тема 4: Мастер-класс «Предметно-игровой компонент в системе ранней помощи воспитанникам»

Комплект материалов, который получают слушатели для внедрения педагогических новаций в своем ОУ по прохождении стажировки

Тема 1: О развитии ранней помощи в Российской Федерации

Тема 2:  Буклет адаптация 

Тема 3:

Тема 4: