ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального  стандарта»).

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности  (ч.2 ст. 195.1  ТК  РФ).
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

С 1 января 2017 года на территории России вводится профессиональный стандарт педагогов. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года. (Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584). Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций.

Что такое профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций. За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие.

Под применением профессионального стандарта понимают использование их положений в организации деятельности  образовательного учреждения:
— при приеме на работу в образовательные организации;
— при аттестация педагогов для определения квалификации работника;
— при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
— при разработке должностных инструкций и штатного расписания;
— при формировании норм оплаты труда.

Принятые профессиональные стандарты педагогических работников  в сфере  общего образования

Дата, с которой официально начинает применяться профессиональный стандарт
с 1 января 2017 года.

Наименование
Профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

1.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Воспитатель
Учитель

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н

2.

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации

Приказ Минтруда России от  24 июля 2015 г. № 514н

3.

Педагог дополнительного образования детей  и взрослых

Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования
Тренер- преподаватель
Старший тренер- преподаватель
Методист
Педагог — организатор

Приказ Минтруда России от  8 сентября  2015 г. № 613н

 

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

—  разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
— планирование и проведение учебных занятий;
— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
— формирование универсальных учебных действий;
— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
— формирование мотивации к обучению;
— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов

План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты) в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Лучик» г. Мичуринска Тамбовской обл. на  2017-2019 гг.